События того времени
1848
С первых лет создания МРУЗа его руководство хорошо понимало необходимость наличия в училище полномасштабного промышленного предприятия, где учащиеся на практике могли бы осваивать курс обучения. В 1848 году в МРУЗе открылась механическая мастерская в последствии мастерская была преобразована в опытный завод ..далее
1855
В 1855 году вместе со своими учениками Г.П.Федченко и А.Ф.Гедвилло он создал лучшие в России в то время лаборатории аналитической и технической химии, которые благодаря своему оборудованию, методике занятий и масштабам работы получили широкую известность в России ..далее
1857
Таким образом, к 1857 году закончился первый этап развития МРУЗа: он встал в один ряд с высшими техническими учебными заведениями Российской империи как по своему устройству и порядку комплектования, так и по уровню квалификации выпускников. А после официального утверждения нового статуса, руководство училища ..далее

 1844

в 1839 году состоялся первый выпуск мастеров и уже через четыре года — в 1843 году — в газетах сообщалось, что некоторые из выпускников МРУЗа, окончившие полный курс теоретического и практического обучения, учредили свои фабрики и заводы, многие трудятся управляющими мастерскими или заводами.

И все же первый выпуск показал, что воспитанники, имея хорошие теоретические знания, недостаточно знают реальные условия производства. В этой связи руководство заведения поставило вопрос об оставлении в училище оканчивающих курс еще на два года для совершенствования и получения практических навыков в организации и управлении. В связи с этим потребовалось внести изменения в учебные планы и программы.

Вышеуказанные и другие предложения были закреплены в Уставе МРУЗа 30 июля 1844 года. В соответствии с новым уставом, в учебный план входили следующие дисциплины: чистописание, российская грамота, немецкий язык, арифметика, алгебра, геометрия, начертательная геометрия, механика, физика, химия, география, рисование и черчение машин. Практическое обучение включало изучение производства красок, солей, кислот, свечей и мыла, шёлка и шерсти.

Учебный план МРУЗа соответствовал учебному плану Санкт-Петербургского технологического института, однако выпускники рабочего разряда учебного заведения имели более низкое правовое положение. Только в 1860 году специальным Высочайшим Повелением эта несправедливость была устранена.

Тем не менее Устав 1844 года быстро перестал удовлетворять потребностям времени. Запросы промышленности уже не ограничивались специалистами с квалификацией ученого мастера и с течением времени вводятся всё более новые формы обучения.
Многофигурная композиция «Минерва», символизирующая достижения науки и практические навыки ремесленника
Композиция украшает центральную часть слободского дворца. Отстроено в 1840е годы
на Главную
МГТУ им. Баумана