События того времени
1991
Первой российской научно-социальной программой для молодых людей, интересующихся наукой и инженерным делом, стала программа «Шаг в будущее», которая была создана в МГТУ в 1991 году. Научное руководство программой ведет ее основатель, ректор И.Б. Федоров. Учредителями программы стали Миннауки РФ, Минобразования РФ, Госкоммолодежи России, правительство Москвы, МГТУ им. Н.Э. Баумана ..далее
1997
Всех людей эвакуировали, но прекратить опасный процесс оказалось невозможно. Взрыв мог произойти в любой момент. Видеокамера, наблюдавшая за экспериментом, вышла из строя. Чтобы прервать процесс, задействовали немецкий робот, но он сделать ничего не смог. Техника не выдержала уровня радиации и окончательно вышла из строя. Тогда в срочном порядке из Москвы был доставлен «Кузнечик» Батанова ..далее
Технический университет
Приказом Государственного комитета СССР по образованию от 27 июля 1989 года МВТУ им. Н.Э.Баумана было преобразовано в Московский государственный технический университет (МГТУ) им. Н.Э.Баумана. Тем самым было положено начало организации технических университетов в нашей стране. 5 апреля 1993 года подписано распоряжение Правительства Российской Федерации о дальнейшем развитии МГТУ им. Н.Э.Баумана, в котором был предусмотрен ряд мероприятий по поддержанию и развитию интеллектуального потенциала университета.

Выступая с докладом «О совершенствовании структуры и содержания инженерного образования» на коллегии Министерства образования России в 1999 году, президент Ассоциации технических университетов И.Б. Федоров, подводя предварительные итоги ее деятельности, отмечал
Преобразование политехнических институтов в технические университеты дало новый импульс переходу от отраслевой системы подготовки инженеров к университетской. Эта система значительно лучше соответствует новому социально-экономическому укладу в стране, в которой все большее развитие получают рыночные отношения. Хорошая фундаментальная подготовка, являющаяся основным отличительным свойством университетского обучения, обеспечивает успех выпускнику как в чисто профессиональной области, давая ему основу и фундамент как разработчику высоких технологий, так и в социальной сфере. Должен еще раз сказать, что хорошая фундаментальная подготовка была всегда характерна для лучших российских технических вузов, она давала возможность их выпускникам проявлять себя в областях деятельности, конкретно к которым их не готовили.

Приведу некоторые примеры из жизни МГТУ им. Н.Э. Баумана. Академик Н.А. Доллежаль — главный конструктор первой советской и в мире атомной электростанции, конечно, не изучал в вузе атомную технику, которая тогда еще не вышла из стен лабораторий, но стал ведущим ученым в области АЭС. Академик А.Н. Туполев не изучал реактивные летательные аппараты в ИМТУ, но стал признанным во всем мире авторитетным специалистом в области реактивного самолетостроения. Во время обучения в МВТУ академика С.П. Королева практическая космонавтика казалась бесконечно далеким делом
Начиная с 1992 года выпускникам университета пришлось самостоятельно искать место работы, поскольку в вузе прекратила работу государственная комиссия по распределению. К сожалению, в 1990-х годах существенно уменьшились государственные заказы на продукцию ракетно-космических и оборонных предприятий. Это привело к тому, что выпускникам соответствующих кафедр трудно было найти работу. Перед Университетом встал вопрос: закрывать некоторые направления подготовки или искать какое-то нестандартное решение. Ректорат отчетливо понимал, что рано или поздно указанные специалисты будут вновь востребованы, а становление любой инженерной специальности занимает десятилетия. С учетом данного обстоятельства все специальности были сохранены.

Исторически сложилось так, что на МГТУ им. Н.Э. Баумана на протяжении всей его деятельности возлагалась особая ответственность за развитие отечественной науки и образования, особенно в сфере техники и технологий. И вуз всегда с честью оправдывал доверие. Вспомним «русский метод» обучения инженеров, отраслевую систему подготовки специалистов, когда на базе научных школ МВТУ было образовано пять отраслевых институтов, очень быстро вошедших в состав ведущих вузов страны (а всего на базе Училища образовано свыше 30 вузов и научно-исследовательских институтов), послевоенные годы, когда МВТУ и его воспитанники внесли огромный вклад в создание ракетно-ядерного щита страны, в восстановление народного хозяйства.

Нынешние бауманцы поддерживают и развивают традиции Университета. МГТУ не только выстоял в труднейшие 1990-е годы, но и продолжил движение вперед: стал лидером в создании Ассоциации технических университетов, участвовал в разработке концепции современного технического университета, отвечающей реалиям социально-экономической обстановки в стране, которая удостоена премии Президента России; возглавил Координационный совет в области техники и технологий, продолжил создание новых факультетов и кафедр, занял активную позицию в развитии вузовской науки.

МГТУ усиливает свое присутствие в крупных научных программах, в том числе и по новейшим направлениям в области нанотехнологий, технологий живых систем, экологии, исследований в области плазмы, лазеров, оборонных технологий, проблем, находящихся на стыке наук.
Главный учебный корпус. Вход со 2-й Бауманской
Космический спутник «Бауманец». Разработка студентов
Посвящение в студенты
Главный учебный корпус со стороны Яузы
на Главную
МГТУ им. Баумана