25 мая 2014

30% выпускников школ находятся в неопределенности

30% выпускников школ находятся в неопределенности


Анонс интервью из журнала «Инженер»
издается в МГТУ им. Н. Э. Баумана


Март-Апрель 2014


«На протяжении 8 лет я провожу анкетирование победителей и призеров программы «Шаг в будущее». В результате выявилась интересная стати-стика: 30 % выпускников школ стремятся продолжить семейные традиции, на выбор профессии у 40 % будущих абитуриентов влияют учителя и преподаватели вузов в сфере довузовской подготовки. А остальные — чуть ли не до выпускного вечера находятся в состоянии неопределенности, в том числе и из-за ряда социальных проблем», — рассказывает начальник отдела взаимодействия с профильными школами МГТУ им. Н. Э. Баумана Наталья Зеленцова.

Наталья Федоровна, в сентябре прошлого года в Москве стартовал пилотный проект по организации профильного обучения старшеклассников в вузах. В чем Вы видите необходимость этой инициативы?

Пилотный проект направлен на то, чтобы школьники могли как можно раньше не только определиться с выбором будущей профессии, но и подготовиться к успешному обучению в вузе. Кроме того, именно такой подход к обучению позволяет сформировать у школьников исследовательские навыки и компетенции. Школа сегодня не готова к самостоятельному внедрению научно-исследовательской деятельности в учебный процесс. И, наверное, в этом и нет необходимости. Наука развивается стремительными темпами. Сложность технических объектов и технологий нарастает. В этих условиях эффективно решить задачу профориентации школьников позволяет только непосредственная взаимосвязь ученика, учителя и преподавателей вуза.

А можно подробнее рассказать, какие практические навыки приобретают школьники, что делается университетом для проявления их творческой активности?

Я читаю для школьников курс «Основы научных исследований и техника эксперимента». На занятиях мы последовательно прорабатываем пошаговый алгоритм научно-исследовательской работы. Сначала выбираем интересные для них направления исследования, с помощью имеющихся источников находим актуальные проблемы для исследования, а затем формулируем темы работ. Мы знакомим их с современными методами ведения информационного поиска. Затем они учатся ставить собственные цели и вытекающие из них задачи исследований, выбирать методы исследования и анализировать полученные результаты, учатся формулировать выводы.

Такой курс помогает слушателям грамотно выстраивать проектную работу даже еще на средней ступени обучения в школе. Чтобы стимулировать процесс погружения в будущую специальность, наш университет организовал проведение конференции «Образование и научное творчество: вчера, сегодня, завтра». Название придумал Сергей Васильевич Резник, ныне заведующий кафедрой СМ-13, а ранее он был председателем СНТО им. Н. Е. Жуковского. Сначала в ней принимали участие только учащиеся школ Восточного административного округа Москвы, с 3-го по 11-й классы. За пять лет конференция стала традиционной, теперь в ней принимают участие школьники профильных школ университета из разных округов Москвы и Московской области. В этом году на заочное рассмотрение жюри школьники представили 118 работ, 98 из них были приняты к рассмотрению.

А что нужно для реализации идеи Школьной академии?

Нужны лидеры на факультетах, которые бы возглавили отделения академии. Нужно стимулировать активность студентов. Сегодня, к сожалению, мы теряем ребят, которые поступили к нам по «Шагу в будущее». На первых двух курсах они «растворяются» в общей массе, и на профилирующую кафедру приходят, как правило, на 3-м курсе. А хороший студент не должен «теряться». И я уверена, что Школьная академия будущих инженеров просто не позволит этому случиться. Работает ли наш университет с гуманитарными школами? Или они «безнадежны» для технического вуза? В системе столичного образования в скором времени не останется чисто гуманитарных школ. На базе детских садов, школ создаются образовательные комплексы с набором всех видов образовательных услуг. Недавно я была на родительском собрании в бывшей школе №1641 с углубленным изучением французского языка. Выяснилось, что многие выпускники хотят и готовятся поступать в МГТУ. Мы делаем все, что можем, для помощи школам. Некоторым группам из удаленных регионов очень трудно приезжать в Москву. Вчера, например, нам позвонили из Ямало-Ненецкого округа, попросили организовать их прием в ноябре, приедут на четыре дня. Говорят, что хотят увидеть легендарную Бауманку и то, что доступно московским школьникам.

Беседовала Галина Герасимова
Полное интервью читайте в журнале

Скачать (.pdf, 32 M)

Ваш браузер — Internet Explorer

К сожалению, этот браузер уже устарел: он уже не поддерживает новые веб-технологии и не соответствует современным веб-стандартам, поэтому некоторые элементы на странице могут отображаться некорректно. В этой связи, рекомендуется обновить Ваш браузер до последней версии или использовать альтернативные браузеры бесплатно, такие как Google Chrome, Mozilla Firefox, Yandex, Opera