Стечкин Борис Сергеевич(5 августа 1891, c Труфаново Тульская губерния – 20 апреля 1969, Москва. Похоронен на Новодевичьем кладбище) — выдающийся ученый, академик АН СССР (1953, член-корреспондент с 1946 г.), Герой Социалистического Труда (1961), лауреат Ленинской (1957 г.) и Государственной (1946 г.) премий. Основатель теории авиационных поршневых двигателей и основоположник теории воздушно-реактивных двигателей, ученый в области гидроаэромеханики и теплотехники.
Факультет:Механический
Кафедра:Авиационные двигатели
Специальность:Инженер-механик.
Год окончания:1918
  • Герой Социалистического Труда, 1961 год.
    за выдающиеся заслуги в деле развития гидроаэромеханики и теплотехники и в связи с 70-летием со дня рождения
  • Лауреат Ленинской премии, 1957 год.
  • Лауреат Сталинской премии, 1946 год.
    за разработку новых авиационных двигателей
  • Орден "Красной Звезды"
  • Орден "Ленина"
  • Орден "Ленина", 1961 год.
  • Орден "Трудового Красного Знамени"
Должности
1918-1930Начальник отдела, заместитель директора в ЦАГИ
1918-1927Преподавал в МВТУ
1920-1937Заведующий кафедрой в ВВИА им. Н.Е. Жуковского
1930-1937Преподаватель МАИ
1933-1935Начальник отдела НИИ
1935-1937Заместитель директора ЦИАМ
1937-1943Работал в ЦКБ-29 НКВД СССР
1943-1954Заместитель Генерального конструктора по науке в ОКБ А.А. Микулина
1951-1954Работал в ВВИА им. Н.Е. Жуковского
1954-1969Профессор МАДИ
1954-1962Работал в НИИД АН СССР
1962-1969Работал в ОКБ-1 С.П.Королёва
Звания и Достижения
1953Академик АН СССР
1921Профессор
1946Член-корреспондент АН СССР
Б.С. Стечкин родился 5 августа 1891 г. в с. Труфаново Тульской губернии в дворянской семье. По окончании Орловского кадетского корпуса в 1908 г. поступает на механическое отделение Высшего технического училища в Москве, где встретился с двоюродным братом своего отца - известным российским ученым Н.Е.Жуковским. Именно в этот году профессор Жуковский начинает читать в ИМТУ курс «Воздухоплавание» и создает знаменитый воздухоплавательный кружок, в котором начали свою научную и инженерную деятельность ныне всемирно известные авиационные конструкторы: А.Н.Туполев, А.А.Архангельский, П.О.Сухой, Б.Н.Юрьев, А.А.Микулин, В.П.Ветчинкин и другие.

Стечкин один из самых активных членов этого кружка. Кроме того, в течение нескольких лет он совмещает учебу с работой механика и инструктора по авиационным моторам на авиационных курсах Управления воздушного флота, организованных при ИМТУ Жуковским. В 1918 г. Борис Сергеевич закончил МВТУ и получает диплом инженера-механика. По просьбе Н.Е. Жуковского — «отца русской авиации» был оставлен при училище для занятий авиационными моторами.

В том же году под руководством Жуковского создаётся Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) и Стечкин переходит туда начальником винтомоторного отдела. Отдел работал над созданием высотных двигателей, повышением их мощности и экономичности, проводил опыты по исследованию камеры сгорания двигателя, изучал детонацию двигателя и её подавление. Сотрудники отдела создали винт с изменяющимся во время полёта углом лопастей. Для исследования процессов, происходящих в двигателе в разных режимах работы, Стечкин предложил построить камеру низкого давления и разработал её проект. Это была первая такая камера в стране. Впоследствии она работала в Центральном институте авиационного моторостроения и принесла немало пользы при исследовании высотных свойств двигателей.

Уже в 20-е годы Стечкин становится известным специалистом, ученым широкого профиля в области моторостроения, механики. Работая заместителем директора ЦАГИ, Борис Сергеевич одновременно читал лекции в МВТУ, где в 1921г. его утверждают в звании профессора. Н.Е. Жуковский в последние годы своей жизни поручил ему чтение лекций в МВТУ и в Институте инженеров Красного Воздушного Флота им. Н.Е.Жуковского (Военно-воздушная инженерная академия имени Н.Е.Жуковского) одним из организаторов которого он был.

В 1930 году под лозунгами борьбы со лжеспециалистами он был осужден на три года, в конце 1931 г. освобожден и позже реабилитирован. Но, находясь в заключении, он продолжал работать специальным консультантом по различным проектам, разработкам, наброскам.

В 1930 г. на базе отдела авиационных моторов НАМИ и винтомоторного отдела ЦАГИ был организован Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ), в котором Борис Сергеевич с 1935 г. занял должность заместителя директора по научной работе. Работу в ЦИАМе он успешно совмещал с активной научно-педагогической деятельностью в Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского, в которой с 1932 г. он руководил кафедрой теории авиационных двигателей. Преподавал и в Московском авиационном институте (1933—37).

В декабре 1937 года по клеветническому обвинению Стечкин вновь был арестован. Находясь в заключении, работал в специальном ЦКБ-29 ("Особое техническое бюро НКВД СССР"), впоследствии получившим название "Туполевская шарага". В войну техническое бюро перевели из Москвы в Казань. Там он работает над авиационными дизелями. Под руководством Стечкина был спроектирован и построен первый осевой компрессор для наддува авиационного дизеля М-30. Кроме того, внепланово он продолжает заниматься реактивным движением и зимой 1941/42 года он создаёт пульсирующий прямоточный воздушно-реактивный двигатель, получивший название «УС» (ускоритель Стечкина).

В 1943 г. по решению Государственного комитета обороны было образовано новое ОКБ по разработке авиационных двигателей, которое возглавил А.А.Микулин. По его настоятельной и мотивированной просьбе Б.С.Стечкин после шестилетнего заключения возвращается в Москву и приступает к работе в качестве заместителя Генерального конструктора по науке ОКБ А.А.Микулина. Одновременно с основной работой командование ВВС поручило Б.С.Стечкину организацию в академии им. Н.Е. Жуковского кафедры «Теории лопаточных машин и реактивных двигателей», начальником которой он был с1943г. по 1954г. вплоть до назначения заведующим лабораторией двигателей АН СССР (1954-1961), преобразованной в 1961 г. . в Институт двигателей АН СССР, которым Борис Сергеевич руководил в 1961—62 г. Одновременно с 1954 работал профессором Московского автомобильно-дорожного института.

Б.С. Стечкин еще с 1915 г. начал заниматься теорией авиационных двигателей. Он является одним из создателей теории теплового и газодинамического расчёта авиационных двигателей и методики построения наземных и высотных характеристик двигателей; им выведен ряд универсальных формул для расчета поршневых авиационных двигателей по расходу воздуха, а также для определения коэффициента наполнения и индикаторного коэффициента полезного действия. В 1929 в журнале «Техника Воздушного Флота» опубликовал статью «Теория воздушного реактивного двигателя», где впервые изложил теорию воздушно-реактивных двигателей, имевшую основополагающее значение для последующего развития реактивной авиации и ракетной техники.
В 1946 году Б.С. Стечкин был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. В 1947 году его избрали действительным членом Академии артиллерийских наук. 23 октября 1953 года Борис Сергеевич был избран академиком Академии наук СССР. Лауреат Государственной премии СССР (1946), Ленинской премии (1957). За образцовое выполнение заданий правительства и внедрение в серийное производство авиационных моторов награждён 2 орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и другими медалями. Работы Стечкина в области моторостроения способствовали укреплению обороноспособности страны. В последние годы жизни (1963–1969) Борис Сергеевич был научным руководителем отдела в КБ С.П. Королева, принимал участие в создании космических кораблей.

Скончался Борис Сергеевич 2 апреля 1969 г., похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
© 1999 МГТУ им. Н.Э.Баумана «Выпускники и выдающиеся деятели Университета»
Информационное обеспечение и администрирование проекта ведет Музей МГТУ им. Н. Э. Баумана
Сделано в Отделе поддержки информационных ресурсов