Туполев Андрей Николаевич(10 ноября 1888, с. Пустомазово Кимрского района Тверской губернии – 23 декабря 1972, Москва. Похоронен на Новодевичьем кладбище) — советский авиаконструктор, академик АН СССР, генерал-полковник-инженер (1968), трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972), Герой Труда РСФСР (1926). Под руководством Туполева спроектировано свыше ста типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов.
Факультет:Механический
Кафедра:Аэродинамика
Специальность:Инженер-механик.
Год окончания:1918
  • Лауреат Государственной премии СССР, 1972 год.
  • Герой Социалистического Труда, 1945 год.
    за выдающиеся заслуги в деле организации производства самолётов, танков, моторов, вооружения и боеприпасов, а также за создание и освоение новых образцов боевой техники и обеспечения ими Красной Армии и Военно-Морского флота в годы ВОв
  • Герой Социалистического Труда, 1957 год.
    за выдающиеся заслуги с создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм
  • Лауреат Ленинской премии, 1957 год.
  • Лауреат премии им. Н.Е. Жуковского, 1958 год.
  • Орден "Знак Почёта", 1936 год.
  • Орден "Красной Звезды", 1933 год.
  • Орден "Ленина", 1945 год.
  • Орден "Ленина", 1947 год.
  • Герой Социалистического Труда, 1972 год.
    за выдающиеся заслуги с создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм
  • Золотая авиационная медаль ФАИ, 1958 год.
  • Лауреат Сталинской премии 1 ст, 1949 год.
  • Лауреат Сталинской премии 1 ст, 1943 год.
  • Лауреат Сталинской премии 1 ст, 1948 год.
  • Лауреат Сталинской премии 1 ст, 1952 год.
  • Орден "Георгия Димитрова" - Болгария, 1964 год.
  • Орден "Ленина", 1949 год.
  • Орден "Ленина", 1949 год.
  • Орден "Ленина", 1953 год.
  • Орден "Ленина", 1958 год.
  • Орден "Ленина", 1968 год.
  • Орден "Ленина", 1933 год.
  • Орден "Октябрьской Революции", 1971 год.
  • Орден "Отечественной войны" 1 ст, 1943 год.
  • Орден "Суворова" 2 ст, 1944 год.
  • Орден "Трудового Красного Знамени", 1933 год.
  • Орден "Трудового Красного Знамени", 1927 год.
Должности
1918-1936Заместитель начальника ЦАГИ
1922-1936Главный конструктор ОКБ ЦАГИ
1936-19371-й заместитель и главный инженер ГК авиационной промышленности НКТП
1937-1941Работал в ЦКБ-29 НКВД СССР
1941-1943Главный конструктор завода - 166 НКАП СССР в г. Омске
1943-1972Главный конструктор и руководитель ОКБ А.Н. Туполева завода - 156 в г. Москве
1956-1972Генеральный конструктор авиационной промышленности СССР
Звания и Достижения
1953Академик АН СССР
1947Генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы
1944Генерал-майор инженерно-авиационной службы
1967Генерал-полковник инженерно-авиационной службы
1956Генеральный конструктор авиационной промышленнсти СССР
1926Герой Труда
1968Почётный гражданин г. Жуковский МО
1968Почётный гражданин Нью-Йорка
1964Почётный гражданин Парижа
1933Член-корреспондент АН СССР
Родился 10 ноября (29 октября по старому стилю) 1888 года, в селе Пустомазове Кимрского района Тверской губернии, в семье провинциального нотариуса. Ещё во время обучения в гимназии он проявлял большой интерес к точным наукам и технике. В 1908 поступил в Императорское техническое училище (позднее МВТУ). В училище серьёзно увлёкся аэродинамикой. С 1909 года — член воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планёра, на котором самостоятельно совершил первый полет (1910). В 1911 году успешная учёба и активная научная деятельность прервались, когда за участие в волнениях и распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции. И только накануне Первой мировой войны ему удалось вернуться в училище, которое он с отличием окончил в 1918 году. В 1916-1918 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Н. Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ. В ЦАГИ окончательно определилось призвание молодого инженера. В 1918—1936 годах он являлся членом коллегии и заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению.

21 октября 1937 года А. Н. Туполев был арестован по обвинению во вредительстве и шпионаже. Вместе с ним была арестована вся верхушка ЦАГИ и ОКБ, директора большинства авиационных заводов. Многие из них были расстреляны. В заключении работал в закрытом КБ НКВД — ЦКБ-29 («Туполевская шарага»).
Туполев Андрей Николаевич
АНТ-9 пассажирский самолёт. 1929г.
ТУ-16 стратегический бомбардировщик. 1952г.
ТУ-22М
ТУ-142 дальний самолёт противолодочной обороны. 1968г.
ТУ-154 пассажирский самолёт. 1968г.
ТУ-95МС стратегический бомбардировщик. 1952г.
ТУ-144Д сверхзвуковой пассажирский самолёт. 1968г.
© 1999 МГТУ им. Н.Э.Баумана «Выпускники и выдающиеся деятели Университета»
Информационное обеспечение и администрирование проекта ведет Музей МГТУ им. Н. Э. Баумана
Сделано в Отделе поддержки информационных ресурсов