19 марта 2020

Цифровые компетенции сегодня: какими знаниями должен обладать IT-специалист?

Цифровые компетенции сегодня: какими знаниями должен обладать IT-специалист?

19 марта прошло заседание рабочей группы по вопросу национальной системы квалификаций и ее роли в реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». В рамках обсуждений одним из острых вопросов встал набор компетенций, которыми сегодня должны обладать специалисты IT-индустрии.

В эпоху цифровых технологий практически не осталось такой сферы деятельности, где бы не были востребованы цифровые компетенции, все трудовые процессы так или иначе оцифрованы. Именно в цифровых квалификациях существует большой интерес и потребность промышленных организаций.

По заданию рабочей группы специалистами Бауманского университета были проведены исследования среди порядка 1200 организаций разных отраслей промышленности, каждой из которых требуются квалифицированные кадры IT-индустрии, понимающие физику процесса технологии производства. «Инженер-программист должен уметь проводить моделирование определенных процессов, которые он, как разработчик, в состоянии описать, и для этого ему нужно обладать определенными навыками. Он должен хорошо понимать, как ему поставить задачу и как расшифровать те результаты, которые будут получены в ходе работы», - комментирует заместитель генерального директора АО "НПО "Высокоточные комплексы", генеральный конструктор АО "Научно-производственная корпорация "Конструкторское бюро машиностроения" Валерий Кашин. Таким образом, представители промышленности считают недостаточными знания «чистых программистов» для работы в нынешних производственных организациях без направленного дополнительного обучения. Возникает необходимость создания таких программ подготовки IT-специалистов, которые сочетали бы в себе комплексную подготовку по IT-технологиям и инженерным дисциплинам.

За время работы рабочей группы были проанализированы существующие государственные образовательные стандарты высшего образования на предмет цифровых компетенций. Их содержание и связь с нынешними программами бакалавриата, магистратуры и специалитета имеет ряд расхождений, которые необходимо убрать и скорректировать. Однако цифровой мир с каждым днем совершенствуется, изобретая и открывая что-то новое. «Перед нами стоит задача создания системы формирования компетенций цифровой экономики. Мы понимаем, что эта работа может проходить только с опережением по отношению к сегодняшнему дню. Поэтому наша задача научить студентов необходимым навыкам не вчерашнего и сегодняшнего дня, а завтрашнего», - отметил в своем выступлении первый проректор - проректор по учебной работе МГТУ им. Н.Э. Баумана Борис Падалкин.

На данный момент перед рабочей группой стоит несколько задач:

  1. Актуализировать, уточнить и доработать существующие профессиональные стандарты, создать рекомендации и типовые модули, которые будут соответствовать профессиональным квалификациям.
  2. Провести мониторинг рынка труда, всех его секторов и отраслей конкретных профессиональных квалификаций и мониторинг потребностей работодателей всех компетенций, которые с этими квалификациями связаны.
  3. Обеспечить баланс при формировании контрольных цифр приема и направлениями подготовки. «Одно без другого не может существовать. Не может существовать когорта специалистов, способных применять цифровые решения в своей деятельности, если нет самих цифровых решений», - комментирует генеральный директор Национального агенства развития квалификаций Александр Лейбович.

Для того, чтобы обеспечить этот баланс и сформулировать профессиональные стандарты, необходимо понимать, с каким набором базовых цифровых компетенций принимают вузы выпускников среднего профессионального образования. «Должна быть преемственность между уровнями образования. Мы должны понимать, чему мы будем учить», - отметила в своем выступлении директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования РФ Екатерина Бабелюк. Таким образом, отталкиваясь от базового набора цифровых компетенций выпускника школы, можно приступать к адаптации системы высшего образования. Однако структура рынка труда чрезвычайна многообразна и запрос на цифровые компетенции для каждой отрасли принципиально разный. Поэтому увеличение числа IT-специалистов лишь по направлению «чистый программист» не принесет нужного результата. «Наша задача как профессионального сообщества при поддержке отраслевых ведомств вычленить, что общее между инженерными специальностями необходимо дать всем студентам не зависимо от программы подготовки, а что оставить на специализацию. И тогда станет понятно, сколько контрольных цифр на какое направление подготовки нам нужно», - добавила Екатерина Бабелюк.

По итогу заседания представители высшего образования, специальной промышленности и Министерства науки высшего образования РФ пришли к единому мнению в приоритетном вопросе формирования системы цифровых компетенций. «Для IT-специалистов разных направлений подготовки, цифровая компетенция разная. Но мы должны четко понимать, что закладываем в образовательную программу, чтобы по окончании своей учебной деятельности специалист соответствовал квалификационному уровню, который утверждает Национальный совет квалификации и требуют специальные промышленные организации», - подытожил ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Анатолий Александров.

Фоторепортаж

Цифровые компетенции сегодня: какими знаниями должен обладать IT-специалист? Цифровые компетенции сегодня: какими знаниями должен обладать IT-специалист? Цифровые компетенции сегодня: какими знаниями должен обладать IT-специалист? Цифровые компетенции сегодня: какими знаниями должен обладать IT-специалист? Цифровые компетенции сегодня: какими знаниями должен обладать IT-специалист? Цифровые компетенции сегодня: какими знаниями должен обладать IT-специалист? Цифровые компетенции сегодня: какими знаниями должен обладать IT-специалист? Цифровые компетенции сегодня: какими знаниями должен обладать IT-специалист? Цифровые компетенции сегодня: какими знаниями должен обладать IT-специалист? Цифровые компетенции сегодня: какими знаниями должен обладать IT-специалист? Цифровые компетенции сегодня: какими знаниями должен обладать IT-специалист? Цифровые компетенции сегодня: какими знаниями должен обладать IT-специалист? Цифровые компетенции сегодня: какими знаниями должен обладать IT-специалист? Цифровые компетенции сегодня: какими знаниями должен обладать IT-специалист? Цифровые компетенции сегодня: какими знаниями должен обладать IT-специалист? Цифровые компетенции сегодня: какими знаниями должен обладать IT-специалист? Цифровые компетенции сегодня: какими знаниями должен обладать IT-специалист? Цифровые компетенции сегодня: какими знаниями должен обладать IT-специалист? Цифровые компетенции сегодня: какими знаниями должен обладать IT-специалист? Цифровые компетенции сегодня: какими знаниями должен обладать IT-специалист? Цифровые компетенции сегодня: какими знаниями должен обладать IT-специалист? Цифровые компетенции сегодня: какими знаниями должен обладать IT-специалист? Цифровые компетенции сегодня: какими знаниями должен обладать IT-специалист?

Ваш браузер — Internet Explorer

К сожалению, этот браузер уже устарел: он уже не поддерживает новые веб-технологии и не соответствует современным веб-стандартам, поэтому некоторые элементы на странице могут отображаться некорректно. В этой связи, рекомендуется обновить Ваш браузер до последней версии или использовать альтернативные браузеры бесплатно, такие как Google Chrome, Mozilla Firefox, Yandex, Opera