logologo-text
Центр НТИ МГТУ открыл первую в России VR-лабораторию

Автор: Анастасия Низовая, Анастасия Красовская

7 декабря 2022

image

Read 1 minute

Центр НТИ «Цифровое материаловедение: новые материалы и вещества» МГТУ им. Н.Э. Баумана открыл первую в стране VR-лабораторию для изучения наноматериалов с помощью виртуального микроскопа. Данная лаборатория уже успешно внедрена в работу Курганского государственного университета (КГУ) и Калининградского государственного технического университета (КГТУ). 

VR-лаборатория создана учёными Центра НТИ «Цифровое материаловедение: новые материалы и вещества». Она позволит студентам в виртуальном пространстве пройти все этапы реального процесса исследования структур наноматериалов, сформировать знания и навыки работы с высокотехнологичным оборудованием без риска повреждения дорогостоящих приборов и боязни совершить ошибку.

«В Курганском государственном университете 28 ноября протестировали первую в России обучающую виртуальную лабораторию с элементами геймификации для изучения просвечивающей электронной микроскопии. 5 декабря аналогичная апробация состоялась в Калининграде. До сегодняшнего дня в вузах отсутствовали лабораторные практики с использованием просвечивающей электронной микроскопии, что делало невозможным освоение данного метода. Виртуальная лабораторная работа будет интегрирована в программу дополнительного образования и позволит познакомиться с методом исследования структур наночастиц, строения кристаллов и атомов материалов, провести собственное исследование на виртуальном микроскопе и получить базовые навыки работы с высокотехнологичным оборудованием», — сказала Маргарита Стоянова, заместитель директора Центра НТИ МГТУ. 

Она также отметила, что участниками апробации VR-лаборатории стали представители Политехнического института, Института математики и интеллектуальных систем и Института естественных наук КГУ. 

По словам ведущего инженера Центра НТИ «Цифровое материаловедение: новые материалы и вещества» Андрея Новикова, обучение прошло хорошо. Большинство обучающихся никогда не использовало системы виртуальной реальности, однако проблем с освоением и прохождением лабораторной работы у них не возникло.

«Конечно, это не может заменить реальную практику, но, учитывая редкость и специфичность просвечивающего электронного микроскопа, другого способа обучить их работе на этом типе микроскопов нет. Если впоследствии у них это оборудование появится, то им будет гораздо проще его освоить», — отметил Андрей Новиков.

В целях повышения качества высшего образования по инженерным специальностям создание обучающей виртуальной лаборатории с элементами геймификации является одним из ключевых направлений реализации проекта «Университет для университетов» (Bauman U2U) в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».