logologo-text
Семинар-совещание, посвящённый научным основам наставничества

Автор: Анастасия Низовая

16 ноября 2022

image

Read 3 minutes

Сегодня в МГТУ им. Н.Э. Баумана стартовал Всероссийский семинар-совещание, организованный совместно с Всероссийским молодёжным центром «ОЛИМП» и Центром развития образования Российской академии образования (РАО). Семинар-совещание «Научные основы наставничества в условиях развития образовательных и общественных организаций» проходит в рамках Инновационной площадки РАО «Развитие социального пространства непрерывного образования: формы организации, технологии и уровни». 

Напомним, что 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. Соответствующий указ подписал Президент России Владимир Путин. Год педагога и наставника проводится с целью признания особого статуса представителей этой профессии. 

«В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год, год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, будет посвящён в нашей стране педагогам и наставникам, будет Год учителя, Год педагога», — объявил Президент в 2021 году.

На семинаре-совещании, проводимом в стенах Бауманского университета, собрались специалисты в области образования для обсуждения актуальных проблем в сфере педагогики. На открытии перед участниками выступил первый проректор — проректор по учебной работе МГТУ им. Н.Э. Баумана Борис Падалкин.

«То, для чего мы здесь собрались, имеет большое значение. Как вы могли заметить, вокруг МГТУ повсюду идёт процесс строительства. Это связано с тем, что мы расширяемся, строим новые кампусы с новым оборудованием и новыми возможностями для студентов. Всё это направлено на улучшение качества образования. В условиях цифровой революции необходимо усовершенствование системы образования, ведь многие навыки, которые мы передавали, уже не кажутся актуальными. Уверен, что вы с пользой проведёте последующие три дня и сделаете важные выводы относительно проблем современного образования», — поприветствовал гостей Борис Падалкин.

Доклад, открывший семинар-совещание, был напрямую связан с результатом цифровой революции. Ирина Трубина, ведущий научный сотрудник лаборатории управления инновационными проектами и интеллектуальной собственностью Института стратегии развития образования РАО, поделилась с коллегами особенностями наставничества при проведении олимпиады по искусственному интеллекту (ИИ) среди школьников. Было отмечено, что само создание олимпиады было крайне сложным, ведь ни одна школьная программа не включает в себя предмет, связанный с искусственным интеллектом.

«Мы провели колоссальную работу: от создания до проведения олимпиады. На основе проведённых опросов мы сделали выводы и теперь знаем, как организовывать подобные программы в будущем. Участников курировали наставники, и, как показала практика, им ребята доверяли больше, чем своим учителям. То есть роль наставника в подготовке к олимпиаде крайне важна для школьников. Более того, сейчас, смотря на масштабы олимпиады, на количество участников и привлечённых специалистов, можно с уверенностью сказать, что молодое поколение крайне заинтересовано в IT-области, так что подобные мероприятия очень важны», — поделилась Ирина Трубина.

Ведущий аналитик лаборатории современных форм и методов профессионального самоопределения и профориентации Центра воспитаний и развития личности РАО Кирилл Кузнецов рассказал про наставничество в профессиональном становлении молодёжи. В начале своего выступления он задал коллегам вопрос: «Кто такой наставник?». Было предложено множество вариантов, но аудитория всё же пришла к единому мнению — наставник является и тьютором, и педагогом. Он должен уметь не только взаимодействовать с ребёнком, поддерживать его и подбадривать, но и обладать профессиональной компетенцией. Кирилл Кузнецов выделил несколько функций наставничества:

  • эмоциональная поддержка;
  • передача опыта;
  • обратная связь;
  • консультирование по самостоятельному развитию;
  • помощь в развитии профессиональной компетенции.

 

Как показали исследования, наставничество крайне важно для нынешнего молодого поколения и актуально во всех сферах образования, будь то олимпиадное движение или прохождение профориентации. 

Доцент кафедры «Безопасность в цифровом мире» МГТУ им. Н.Э. Баумана Валентина Буренина поделилась с коллегами возможностями, предоставляемыми студентам в Бауманской университете. Она рассказала про студенческие сообщества, про такие как физкультурно-оздоровительную комиссию «Бауманские панды», «Green BMSTU» и другие. Также она упомянула про акции, проводимые в МГТУ, посвящённые воспитательной деятельности. Например, «10 000 шагов — 1000 движений», организуемой кафедрой ФВ МГТУ, совместно с учебно-методическим центром «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании в молодёжной среде». Совсем недавно это мероприятие посетил ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Михаил Гордин.

Кроме того, Валентина Буренина рассказала о политике университета, продвигаемой в МГТУ. Она заключается в том, что прилежный вид педагога стимулирует и студента одеваться подобающе Высшему учебному заведению, при этом никого ни к чему не принуждая. Общение со студентами на «Вы», демонстрирующее уважение преподавателя. Таким образом у обучающихся создаётся положительное впечатление об учёбе.

Отметим, что программа семинара-совещания рассчитана на три дня и будет длиться с 16 по 18 ноября. Первый день завершён. Завтра участников ждёт не только обсуждение докладов, но и экскурсия по Бауманскому университету.

Фото: Анна Мацаева