logologo-text
Вездеходные машины для развития транспортной системы Севера

Автор: Галина Герасимова, Екатерина Карпухина

3 августа 2022

image

Read 1 minute

Мы продолжаем совместную рубрику с журналом «Инженер», в которой мы делимся новостями из научной жизни Университета. Наш журнал является профессиональным изданием, в 40 выпусках которого уже приняли участие более 500 экспертов.

Бауманцы уже много лет занимаются разработкой вездеходной техники для северных регионов. О том, как решать эту актуальную задачу, рассказали заведующие кафедрами СМ-10 и СМ-9 Георгий Олегович Котиев и Василий Александрович Горелов.

Основные требования, предъявляемые к транспортным средствам, предназначенным для осуществления грузоперевозок в условиях бездорожья, сложных климатических условиях Севера включают в себя: обеспечение необходимой проходимости, снижение вредных воздействий на окружающую среду (в первую очередь в части неразрушающего и неуплотняющего воздействия на опорную поверхность), высокую подвижность, управляемость и устойчивость, надежность, обитаемость.

В настоящее время рост затрат на эксплуатацию техники, в первую очередь, обусловлен несоответствием конструктивного исполнения применяемых транспортных средств особенностям климатической зоны. Свое влияние на это оказывает и состояние дорожной сети. Она развита очень слабо. Так, на территории площадью 13,9 млн. км2 (80 % России) общая протяженность сети автомобильных дорог общего пользования составляет всего 200 тыс. км (81 тыс. км дорог с твердыми покрытиями, 118 тыс. — грунтовых и 7 тыс. — «зимников»). Дорог с твердыми капитальными покрытиями, допускающими нагрузку на ось до 10 тонн, не более 8,5 тыс. км.

В таких условиях решение комплекса задач по развитию опорных зон АЗРФ в соответствии с государственной программой «Социально-экономическое развитие Арктики», невозможно без создания номенклатуры специализированных наземных машин арктического исполнения.

Один из эффективных методов создания перспективных конструкций — применение новых расчётно-экспериментальных технологий. Вместе с тем существует способ создания техники, в основу которого положена, прежде всего, экономическая целесообразность. Это разработанная технология колёсных машин высокой проходимости (КМВП) на базе шасси серийных полноприводных автомобилей грузоподъёмностью от двух тонн. Такой подход имеет ряд преимуществ по сравнению с разработкой КМВП с нуля.

Продолжение интервью и множество других интересных статей читайте в журнале по ссылке.