Петляков Владимир Михайлович(27 июня 1891, с. Самбек под Таганрогом – 12 января 1942, близ г. Арзамаса. Похоронен на Арском кладбище в Казани) — российский авиаконструктор. Участник разработки первых тяжелых бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3. Создал бомбардировщики Пе-8 и Пе-2. Государственная премия СССР (1941)
Факультет:Механический
Кафедра:Летательные аппараты
Специальность:Инженер-механик.
Год окончания:1922
  • Лауреат Сталинской премии, 1941 год.
    за успешную разработку новой машины ПЕ-2
  • Орден "Красной Звезды"
  • Орден "Ленина"
  • Орден "Ленина"
Должности
1925-1936Начальние отдела крыла в ЦАГИ
1937-1940Специальное ЦКБ-29 в Москве
1940-1942Главный конструктор Казанского авиационного завода
Владимир Михайлович Петляков родился 27 июня 1891 г. в селе Самбек Ростовской области в семье чиновника. После окончания восьмиклассного технического училища в Таганроге он получает диплом техника горнозаводской промышленности. В.М. Петляков мечтает поступить в Московское высшее техническое училище и в 1911 г., скопив из своего скудного заработка 25 рублей, он направляется в Москву и успешно сдает вступительные экзамены на механический факультет МВТУ, но из-за материальных трудностей был вынужден прервать учебу.

Ему пришлось работать вначале лаборантом на рудничной спасательной станции, затем помощником машиниста Таганрогского железнодорожного депо, токарем Брянского завода и даже прорабом архитектурного бюро в Москве. В 1921г. он смог продолжить учебу, одновременно работая лаборантом в аэродинамической лаборатории при авиационном расчетно-испытательном бюро.

По окончании МВТУ в 1922 г. Владимир Михайлович начинает работать научным сотрудником ЦАГИ и участвует в составе конструкторской группы А.Н.Туполева в разработках глиссеров и аэросаней, торпедных катеров, самолетов и дирижаблей, а впоследствии и самолетов КБ Туполева. В период с 1925 по 1936 г. он возглавляет конструкторскую бригаду, занимавшуюся проектированием крыльев самолетов от одноместного АНТ-1 до гиганта АНТ-20.

Кроме того обязанностью В.М. Петлякова было контролировать сборку этих самолетов, и внедрение в серийное производство одного из крупнейших самолетов середины двадцатых годов – тяжелого бомбардировщика ТБ-1. В дальнейшем на Петлякова было возложено усовершенствование конструкций четырехмоторного бомбардировщика ТБ-3 при серийном его производстве. Он внес в конструкцию самолета существенные изменения, добиваясь упрощения технологического процесса производства. В частности, много внимания было уделено унификации деталей, сокращению числа заклепок, взаимозаменяемости отдельных узлов и агрегатов. Все это позволило сократить срок производства и увеличить выпуск первоклассного для своего времени бомбардировщика ТБ-3.

Опыт, полученный в КБ Туполева, позволил Петлякову самому разработать самолет ТБ-7 (АНТ-42) – Пе-8. В 1937 г. Владимир Михайлович возглавил в ОКБ Туполева отдел "100", получивший задание на проектирование высотного истребителя ВИ ("100" - прототип массового фронтового пикирующего бомбардировщика Пе-2.

В 1937 г. Петляков был арестован. Заключение он отбывал в Москве на берегу Яузы в специальном закрытом ЦКБ-29, где вместе с большой группой авиационных конструкторов в тюремных условиях продолжал разрабатывать новые самолеты. В это время ему дали задание спроектировать высотный истребитель. Задание было выполнено, но опыт советско-финской войны показал, что в подобных истребителях нет необходимости. Тогда Петлякову было поручено проектирование пикирующего бомбардировщика.

Под руководством Владимира Михайловича за несколько месяцев был разработан проект такого самолета – знаменитого пикирующего бомбардировщика Пе-2, прославившегося на фронтах Великой Отечественной войны. Л.П.Берия, курировавший в то время закрытые КБ, обещал, что за успешное выполнение заданий авиаконструкторы будут освобождены. И сдержал свое слово.За успешную разработку новой машины Петляков и другие специалисты были освобождены в 1940 г. В 1941 г. Владимир Михайлович был удостоен Сталинской премии I степени.

Вскоре после освобождения Петляков был направлен Главным конструктором на Казанский завод №124. Серийный выпуск Пе-2 начался в конце 1940 г. на двух заводах. Самолет представлял собой свободнонесущий цельнометаллический низкоплан с разнесенным вертикальным оперением. У него были моторы жидкостного охлаждения M-105P. Экипаж состоял из летчика, штурмана и стрелка-радиста. Благодаря отличной аэродинамике Пе-2 развивал почти такую же скорость, как и истребители тех лет.

В октябре 1941 г. Правительство ССССР принимает решение об эвакуации из Москвы всех авиационных заводов, в том числе выпускавшего Пе-2. Петлякову пришлось на новом месте не только осваивать производство своего самолета, но и провести замену многих технологических процессов и оборудования. Всего за 1941 год четыре серийных завода изготовили 1671 пикирующих бомбардировщиков и 196 истребителей.

Несмотря на ряд недостатков, обусловленных быстротой переделки самолета «100» в бомбардировщик, Пе-2 оказался весьма эффективным оружием. Это позволило внедрить новую машину по всему фронту от Баренцевого до Черного морей. Их применяли не только полки ВВС, но и части авиации Северного, Балтийского и Черноморского флотов. Всего со времени запуска в серию было изготовлено 11427 машин марки Пе-2, более 10 тысяч из них – на Казанском заводе имени Горбунова. Всего до 1945 г. на базе Пе-2 было создано 22 различные модификации, включая скоростные истребители, дальние бомбардировщики, штурмовики, торпедоносцы и даже такой экзотический самолет, как «Параван», предназначенный для разрезания тросов аэростатов заграждения.

Боевое применение Пе-2 породило ряд тактических приемов, позволяющих всесторонне использовать возможности этой выдающейся машины. В январе 1942 г. Петлякова срочно вызвали в Наркомат вместе с директором завода. Они вылетели 12 января на двух собранных, но еще не облетанных Пе-2. Оба самолета потерпели аварию, Первый самолет сумел приземлиться в поле и никто не погиб. Второй же, в котором летел Петляков, загорелся в воздухе и все, находившиеся в нем погибли. Сразу после гибели Владимира Михайловича Петлякова серийно выпускаемый бомбардировщик ТБ-7 был переименован в Пе-8.

Этот самолет выпускался в четырехмоторном варианте, и на нем в мае 1943 г. бомбили Кенигсберг, а в июле 1943 г. на Курской дуге Пе-8 сбрасывал 5-тонные бомбы на ударную группировку противника. После войны эти машины еще долго летали в Арктике, совершали посадки в высоких широтах, поблизости от полюса, выполняя военные задания. Похоронен Владимир Михайлович Петляков на Арском кладбище в Казани.
Петляков 100 - тяжёлый истребитель. 1939 г.
ПЕ-8 (ТБ-7) - тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик.
Самолёт ПЕ-2
© 1999 МГТУ им. Н.Э.Баумана «Выпускники и выдающиеся деятели Университета»
Информационное обеспечение и администрирование проекта ведет Музей МГТУ им. Н. Э. Баумана
Сделано в Отделе поддержки информационных ресурсов