Что можно и чего нельзя в XXI веке?

Интернет: bmstu.ru/~ecoethika E-mail: congress@bmstu.ru

library.bmstu.ru homo@bmstu.ru

Научно-учебный центр "Экоэтика", МГТУ им. Н.Э. Баумана

 

Научно-учебный центр Экоэтика, МГТУ им. Н.Э. Баумана

 

Курс лекций "Экоэтика" научно-учебного центра

Нынешняя молодежь, существующая в рыночных условиях, уже не та романтическая молодежь, осваивавшая целину, строившая Комсомольск-на-Амуре. Да, наверное, сегодня этого и не нужно. Однако полет мысли нашей молодежи совершенно необходим, чтобы экоэтическое миропонимание доходило до ребят и в школе, и, конечно, в вузе. В настоящее время курс Экоэтика читается студентам седьмого года обучения и аспирантам. Я провожу лекции и совершенно убежден, что значительная часть студентов-бауманцев вполне достойна быть нашими преемниками, но только в том случае, если их просвещение, образование будет базироваться на экоэтическом императиве. Без этого будет трудно разобраться в той обстановке, которая существует в мире, и они побегут за долларом, за рублем, чтобы обеспечить свое выживание. Поэтому нельзя забывать о главном выживание это должно быть, прежде всего, духовно-нравственным.

Основная цель дисциплины ознакомление слушателей (студентов, аспирантов и преподавателей вузов) с современным миропониманием, в том числе с основными тенденциями развития науки в условиях нравственно-экологического кризиса информационно-технологической цивилизации; усвоение ими парадигмы информационно-духовной эволюции и нетривиальных моделей преодоления такого кризиса с приоритетом императива экоэтики.

Задачи дисциплины:

проанализировать признаки, причины и возможные последствия нравственно-экологического кризиса современной цивилизации;

оценить реальное влияние научно-технического прогресса на судьбы общества в период эпохи катастроф;

изучить способы постижения знаний и смысла жизни через информационные каналы науки, религии и непосредственно-интуитивного восприятия;

рассмотреть научно-эзотерические модели развития Универсума в рамках информационно-энергетического пространства Вселенной как живой системы;

показать перспективы энергоинформационных технологий на базе модели квантового вакуума;

освоить экоэтический императив и нетривиальные пути преодоления кризиса на основе интеллектуальнодуховного сотрудничества науки и религии.

Аннотация курса

Экоэтика ХХI века

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана В.Н. Волченко

Экоэтика - научное направление, раскрывающее этический императив взаимодействия человечества со средой обитания. В древности человечество имело определенные табу, запрещающие нарушение равновесия в природе. Но в последние века технологическая цивилизация, обольщенная достижениями науки, утеряла бдительность и оказалась в состоянии нравственно-экологического кризиса, грозящего планете катастрофой.

Поэтому экоэтика охватывает не только экологическую этику, но и все другие ниши взаимодействия человека с Природой, техносферой и психосферой. В отличие от других наук, отвечающих только на вопрос как?, экоэтика отвечает на вопрос зачем?, что раньше было прерогативой религии и, отчасти, философии.

Экоэтическая парадигма является логическим следствием целостного миропонимания и отражает концепцию единства вещественного и духовного (тонко-материального) мира. Идея Творца в миропонимании ХХ1 века должна рассматриваться вполне совместимой с научной парадигмой. Соответственно, противостояние науки и религии должно перерасти в доброжелательное духовно-интеллектуальное сотрудничество.

Необходимо, чтобы предлагаемая учебная дисциплина была не абстрактным философским умствованием, а содержала инженерный анализ главнейших эколого-экономических проблем. Поэтому в программе курса предполагается рассмотреть информационно-энергетическую модель Вселенной как системы, целью которой является развитие косного вещества в живое, отличающееся от неживого наличием в нем структур, наделенных высшей формой информации - сознанием, как физической реальностью. Подлежит рассмотрению эволюция науки от античной натурфилософии до квантовой механики и синергетики. Также рассматривается искусство и религия как достижение человеческой культуры на пути совершенствования личности.

Курс желательно читать на первом и заключительном годах обучения для заинтересованных кафедр и факультетов. На первом году его можно реализовать в рамках дисциплины Введение в специальность или факультативно, на старших курсах - по решению руководителей кафедр. Минимально необходимый объем дисциплины на первом курсе - не менее 12 часов, на старших курсах -18-24 часа.

В результате освоения экоэтики в целостном миропонимании слушатель получает возможность применять в своей практике те варианты решений, которые не ведут к нарушению нравственно-экологического равновесия в природе и обществе, используют природоадаптивные технологии, источники энергии и формируют духовно-интеллектуальный рост личности человека.

Курс Экоэтики уже в течении 5-ти лет в МГТУ им. Н.Э. Баумана. читается студентам и аспирантам на отдельных кафедрах в объеме 18 часов. Концепция Экоэтики докладывалась на десятках конференций, а 23-26 декабря 2002 г. проведен Конгрессе Экоэтика ХХI век

Организуется учебно-научный центр по Экоэтике и общественный духовно-интеллектуальный союз Экоэтика XXI век в межвузовских и межакадемических рамках.

ГОВОРЯТ О КУРСЕ "ЭКОЭТИКА"

( из газеты БАУМАНЕЦ, № 2(3399), 28 ФЕВРАЛЯ 2003 г.)

Экоэтика научное направление, раскрывающее этический императив взаимодействия человечества со средой обитания с природой, техносферой, включая в том числе и экологическую этику.

Курс Экоэтика и целостное миропонимание ХХ1 века в МГТУ им. Н.Э. Баумана читался экспериментально сначала студентам младших курсов начиная с 1977 г. на кафедре культурологи, а затем на кафедре истории. В настоящее время эта дисциплина преподается студентам 7-8 курсов на факультете повышения квалификации преподавателей.

Почему же для современного молодого инженера так важно изучение экоэтики? Во-первых, в результате освоения этой науки человек получает возможность применить на практике те варианты решений, которые не ведут к нарушению нравственно-экологического равновесия в природе, и в обществе. Кроме того, использование природоадаптивных технологий, источников энергии, формирует духовно-интеллектуальный рост личности человека.

Надо сказать, что даже те немногочисленные лекции по экоэтике, которые читал профессор В.Н. Волченко студентам-бауманцам, наглядно продемонстрировали стремление ребят узнать как можно больше об этой науке. Доказательство тому выдержки из студенческих рефератов по курсу Экоэтика, которые мы предлагаем вашему вниманию.

Д. Старухин, студент группы МТ10:

Информатизацию образования следует рассматривать как процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки студентов на этапе перехода высшей школы к существованию в условия информационного общества. Необходимы новая стратегия и тактика реализации парадигмы информатизации образования, принципов изучения информатики, как общеобразовательной дисциплины, и фундаментальной науки на различных уровнях системы образования, в том числе и при подготовке и повышении квалификации преподавателей вуза. При этом образование должно стать опережающим и направленным на формирование информационной культуры общества, целостного миропонимания и современного научного мировоззрения на подготовку интеллектуально элиты общества

И. Синцов, студент группы МТ2-130:

После прослушивания лекций на тему Миропонимание и экоэтика ХХ1 века хотелось бы поделиться своими впечатлениями и мыслями. Честно говоря, на первых лекциях ощущал себя несколько дискомфортно. Это ощущение я основываю на совершенно новой и неожиданной для меня информации. За весь период своего обучения (школа, техникум, университет) ничего подобного в рамках школьных программ я не слышал. По очень многим вопросам мне пришлось полностью или частично менять свою как я считал, уже окончательно сложившуюся систему взглядов и оценки окружающей действительности. Я видел вокруг себя совершенно других людей, другой мир. Мне хочется выразить искреннюю благодарность за проведенный цикл лекций

Л. Гурова, студентка группы ИУЗ-СТ131:

Не стоит пугаться сетевых и информационных технологий, отсутствия в них духовности. Может, стоит поискать проблему в себе. Ведь ни что не наносит такого вреда человеку, как сам человек. Необходимо воспитывать духовность в себе, устанавливать и придерживаться каких то норм поведения лично для себя, в своей обыденной жизни. Если каждый из нас будет отдавать себе отчет в своих поступках, контролировать появляющуюся в нас, порой, агрессию, то и во всемирной сети этой агрессии не будет

И. Виноградов, студент группы ИУЗ (8-й год):

Хочется отметить прекрасную схему проведения лекционных занятий, возможность анализировать предлагаемую концепцию информационно-энергетической модели вительности IEV и всю совокупность затрагиваемых проблем грядущего будущего не только с точки зрения преподавателя, но и политиков, деятелей науки, культуры, религии

И. Москвитина, студентка группы МТ2:

У нас в университете, по моему мнению, гуманитарные дисциплины читаются в недостаточном объеме, и отношение студентов к ним очень разное. В основном преобладает мнение, что инженерам гуманитарные дисциплины не нужны. Студенты не понимают, что именно эти дисциплины формируют их как целостную личность. Думаю, прочтение хотя бы отдельных глав из курса лекций по экоэтике подтолкнуло бы их к осмыслению существования человечества и его деятельности

 

 

Междисциплинарный инженерно-философический семинар "homo"-Человек 

 

Хроника новостей

 

Рекомендуемая литература

Книга В.Н. Волченко "Миропонимание и экоэтика XXI века"

 

Международный общественно-научный центр "Экоэтика"

 

 

 

 

Сайт поддерживается Отделом информации и выставок
Московского Государственного Технического Университета им. Баумана
Адрес: Москва, 107005, 2-я Бауманская. д. 5,
Факс: (095) 267-48-44 Семинар
homo или Экоэтика-XXI
профессор Волченко Владимир Никитович

(c) 2003 bmstu.ru/~ecoethika Все права защищены.