К т о    м ы,    о т к у д а    м ы,    к у д а    и д е м?

Библия.

                                э  к  о  э  т  и  к  а

Цель: поиск выхода цивилизации из нравственного и экологического кризисов 

Что можно и чего нельзя в XXI веке?

Интернет: bmstu.ru/~ecoethika                                                      E-mail: congress@bmstu.ru

                    library.bmstu.ru                                                                           homo@bmstu.ru

 

Хроника новостей

 

Научно-учебный центр "Экоэтика", МГТУ им. Н.Э. Баумана

20 марта 2007 г.

 Вступительное слово. В.Н. Волченко

Энергоинформационное пространство Вселенной и место Человека в ней.

С большой вероятностью можно полагать, что идея Творца содержит в себе организацию в косном веществе жизни и её высшей формы – человеческого сознания. Несомненно, что жизнь маловероятна, исходя из вероятностных оценок развития Универсума. Но в то же время мы видим, что она реальна. Более того, само появление человека и реализация его творческого сознания в построении современной цивилизации говорят сами за себя.

Правда, появилась большая опасность того, что человеческая гордыня может поставить цивилизацию на грань катастрофы. Её опасность все более увеличивается с развитием современного атомного и бактериологического оружия. Главным в мире становится не рост уровня наукотехники, а рост нравственного самосознания. Мировые и даже локальные войны, также как и террор несовместимы с высокой миссией человека во Вселенной. А эта миссия, несомненно, -  приоритет добра, а не сатанизм, вооруженных «до зубов» людей.

Докладчики:

 

1. А.И. Белов «Загадка появления человека на Земле»

2. Е.И. Горгораки «Единство информации во Вселенной»

 

Александр Иванович Белов

Палеоантрополог, историк, биолог, анималист,

руководитель междисциплинарного научного семинара

при Всероссийском Обществе Охраны Памятников Истории и Культуры.

Родился  - в 1963 году в г. Москве, окончил Московский Технологический институт, факультет «Анималистика малых форм», Московский Государственный Университет, биологический факультет. Работал -  в Палеонтологическом институте. В настоящее время – сотрудник Института Высшей Нервной деятельности академии наук РАН. Автор книг  «Тайна многих богов», «Кризис мира», «Фантомы грядущего», «Третий глаз – исцеляющий. Сенсация в мире науки», «Здоровье падает с неба. Древние магические практики и Александр Белов "Здоровье падает с неба"современная наука»     и др.

«Мы … привыкли к мысли, что на болезнь можно повлиять только с помощью лекарств...Между тем, наука все более и более убеждается в действенности народной медицины, и уже готова увидеть в фактах чудесного исцеления закономерности присущие нашему бытию. Синтез древних магических практик исцеления и науки способен придать народной медицине новый импульс».

А. Белов.

 

«Загадка появления человека на Земле»

145 лет – со дня написания Чарльз Дарвином книги «Происхождение видов путем естественного отбора». За это время накоплены «Гималаи фактов» по образному выражению А. Любищего, опровергающие теорию Дарвина.

Автор доклада предлагает рассмотреть:

  1. Данные палеоархеологии, собранные отечественными и зарубежными учеными (Майкл Кремо, Ричард Томпсон, Окладников, А.Н. Якимов и др.)
  2. Данные пелеоантропологии, собранные главным археологом при правительстве США в 19-ом веке доктором Уитни и российскими учеными, в том числе Иваном Ефремовым.
  3. Философские концепции происхождения человека (Дарвин, Геккель, Гексли, А Любищев, В.В. Витальев).
  4. Авторскую концепцию происхождения человека не путем очеловечивания животных, а путем создания духовной эволюции

 

Горгораки Евгений Иванович

Ведущий научный сотрудник, кандидат химических наук, член международного философского космологического общества.

Родился 20.03. 1937 года. Окончил Московский химико-технологический институт им. Менделеева по специальности технология электровакуумного производства. В 1974 году Е.И. Горгараки получил степень кандидата химических наук.

В настоящее время заведует лабораторией «Методы реализации высокопроизводительных вычислительных машин»  в Институте Системного Анализа РАН, имеет 40 научных трудов и 5 авторских свидетельств.

раб.тел. 332-49-73, e-mail gorgoraky@mail.imvs.ru

 

Единство информации во Вселенной.

(материалы в авторской редакции)

В работе рассмотрены фундаментальные законы движения с позиции неотделимых друг от друга природных аксиом. Перечислим их.

1. Аксиома о материи                   m = f (m,s,t)

2. Аксиома о пространстве         s = f (m,s,t)

3. Аксиома о времени                  t = f (m,s,t)

В соответствии с этими аксиомами закон Ньютона необходимо представить в следующем виде:

             F = m*a = m/t * s/t

 В таком виде закон механики ранее не рассматривался и несет совершенно новые смысловые нагрузки: скорость изменения материи  m/t и скорость изменения пространства s/t  являются неотделимыми субстанциями материальных и пространственных сущностей Вселенной.

Концентрация пространства проявляется в природных процессах материализации и энергетических процессах квантования.

С позиций природных аксиом рассмотрен принцип неопределенности Гейзенберга и силы взаимодействия тел по закону обратной пропорциональности квадрату расстояния между ними.

Таким образом, законы физики имеют один и тот же вид в различных пространственных средах.

 

 

Вторник, 20 февраля, 2007 года, 16.30

 

Открытие семинара. И.Б. Фёдоров – ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана, профессор, член-корр. РАН

Вступительное слово. В.Н. Волченко - председатель научного совета семинара «homo», д.т.н., академик РАЕН, профессор МГТУ им. Н.Э.Баумана:

По теореме Гёделя доказывается принципиальная неполнота простейшей арифметики.

Согласно Геделю «полное… описание языка А нельзя осуществить на том же языке А…» Если учесть, что, согласно Канту, математика — это язык, то жизнь требует многообразия языков.

С нашей точки зрения вполне логичным развитием теоремы Геделя можно считать теорему Эшби о необходимом разнообразии.

Суть принципа Эшби состоит в следующем: максимальная эффективность и устойчивость характерна для таких сложноорганизованных систем, в которых максимально внутреннее разнообразие (количество и качество составляющих систему элементов и их внутренняя дифференциация).

Для нас принцип Эшби исключительно важен по двум позициям. Давая определение  информации как меру структурно-смыслового разнообразия и вводя показатель витальности, растущий при эволюции сложных систем от неживых к живым, мы фактически заложили в витальность принцип Эшби (см. рис.). Далее логично сказать, что развитие жизни — это рост информации…

 

 

Рис. IEV - диаграмма

С другой стороны, для более полного понимания глобальных ошибок цивилизации весьма полезен еще один мудрый принцип, идущий как бы навстречу теоремам Гёделя и Эшби, — принцип дополнительности Нильса Бора. Великий физик сформулировал этот принцип применительно к квантовым процессам. Наиболее яркой его иллюстрацией может служить взаимная дополнительность корпускулярных и волновых свойств элементарных частиц, например, электронов.

Заметим, что принцип дополнительности  - универсален, т.е. равнозначен как Первому, так и Второму законам термодинамики. По первому закону – сколько потопаешь, столько и полопаешь. По второму – Все реки текут только вниз. Нельзя устранить в элементе ни частицу, ни волну: свойство проявляется в зависимости от того, с какой точки рассматривать.

 

logo

 

Лепский Владимир Евгеньевич

Доктор психологических наук, МГУ им. М.В. Ломоносова, Институт философии РАН (главный научный сотрудник), Институт психологии РАН
(заведующий хозрасчетной лабораторией психологии рефлексивных процессов), Институт рефлексивных процессов и управления - некоммерческий (генеральный директор), Дипломатическая академия МИД России (профессор)
Эксперт Российского Гуманитарного Научного Фонда (философия).

WWW.REFLEXION.RU

Опыт научной и научно-организационной работы :
Многолетний опыт руководства научными подразделениями, научный руководитель десятков НИР, в том числе по Заказам: Администрации Президента РФ, Совета безопасности РФ, МИД РФ, Министерства обороны РФ и других силовых ведомств.
Автор более 100 научных трудов.
Автор монографий, научный редактор более 15 коллективных научных
монографий и сборников.
Главный организатор ряда Всесоюзных и Международной конференций,
многолетний опыт работы ученым секретарем секции в Совете "Кибернетика"
при Президиуме АН СССР, опыт организации отраслевых и межотраслевых исследований,
опыт руководства общественными организациями.

Стратегия развития -   Фонд содействия становлению и развитию гражданского общества и социального государства.

Фонд “Стратегия развития” является негосударственной, неполитической, некоммерческой организацией объединяющей усилия граждан, которым не безразличны судьбы России.

Сегодня Россия стоит перед необходимостью преодолеть тяжелый комплексный кризис, глубоко проникший в политическую, экономическую, социальную и духовную жизнь страны. Сегодня у России нет стратегического плана и долгосрочной программы развития, которые были бы известны и разделялись обществом, если мы сами, россияне, не определим свой путь развития, то его определят за нас другие.

Обеспокоенные судьбой собственного народа мы (граждане России) не хотим стоять в стороне от происходящих процессов, и намерены, используя легитимные гражданские права, декларируемые Конституцией России, взять на себя ответственность в формировании гражданского общества и сильного социального государства, которые обеспечат создание достойных условий жизни населению страны.

Основная цель —разработка стратегии развития российского общества, инициатив и программ, направленных на содействие становлению и развитию гражданского общества и социального государства, возрождению духовно-нравственных традиций народов России, созданию условий благополучия для всего населения страны.

Президент фонда Харитонов Е.А.

Вице-президенты: Лепский В.Е., Степанов А.М.
sdfund@mail.ru

 

Памятник Н.В.Гоголю работы Н.А.Андреева

155-летию со дня смерти Н.В. Гоголя …

Памятник Н.В. Гоголю работы Н.А.Андреева до сих пор является одним из лучших в Москве. Именно нежелание следовать принципам определенной школы позволило создать его автору индивидуальный образ писателя.

Ожидали хрестоматийного Гоголя, во весь рост, торжественно стоящего на бульваре. Kогда сняли покрывало, воцарилась гробовая тишина. Впечатление было сильным и неожиданным. Даже не смог изменить этого настроения. Он предвидел реакцию общества и постарался заранее защитить памятник, показать, что "такой" памятник нужен Москве и России.

"Не захотят многие этого памятника с больным Гоголем, - писал Сергей Яблоновский, автор статьи "Ему, великому", в газете "Русское слово",  - не захотят пугливо кутающейся фигуры, дрожащего от холода, прячущегося от людей, с птичьим профилем, с бессильно поникшей головой. Может быть, они правы. Может быть, необходим другой памятник Гоголю - памятник могучему творческому гению, но нужен и этот... Страшный, кошмарный символ. Вы смеялись, вы радовались его неудержимому юмору, а вот он: одинокий, замученный, дрожащий, с непокрытою головой... Холодно ему, и вы не можете согреть его. Один он, и вы не можете сделать так, чтобы исчезло это одиночество, вы, Чичиков, вы, Манилов, вы, Хлестаков, вы, дама просто приятная во всех отношениях.

Русь, когда же ты перестанешь мучить и убивать лучших детей своих? Kогда ты станешь счастливой и позволишь дышать им, и жить, и радоваться всей яркости, всей полноте жизни? <…> Мир осилил, - подводит итог автор статьи. - Победил не пророк, - победили Ноздревы, капитаны Kопейкины, победил поручик Пирогов, победили Бобчинские и Добчинские, победил Хлестаков... Холодно бедному Гоголю..."

Гоголя похоронили на территории Данилова монастыря, а в 1931 г. перезахоронили на Новодевичьем кладбище. Не было покоя писателю, не было покоя и памятнику. В 1952 г. его перевезли с Пречистенского бульвара во двор Донского монастыря. На его месте скульптор Н.В. Томский соорудил тот памятник Гоголю, который когда-то хотела видеть общественность. Андреевский Гоголь простоял во дворе монастыря до хрущевской "оттепели", пока, наконец, не был возвращен во двор того дома, где писатель умер и где московское общество первоначально собиралось поставить ему памятник. Памятник, который трогает до глубины души.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Монахова Ирина Рудольфовна

 

Журналист, литературовед, член Союза журналистов Москвы. Окончила Литературный институт им. А.М. Горького. Среди ее работ:

- книги: «Бог и человек: путь навстречу», М., 2000; «Н. В. Гоголь. Из писем. “Что может доставить пользу душе”», М., 2006, второе издание – 2007 г. (составитель и автор вступительной статьи);

- статьи: «Путь человека к Богу» (журнал «Дельфис», № 3/2000), «Путь навстречу» (журнал «Слово», № 6/2006), «Что может доставить пользу душе» (журнал «Нева», № 8/2006), «Всё да управляется у нас любовью к Богу» (журнал «Роман-журнал», № 11/2006), «Получите письмо… от Гоголя» (журнал «Юность», № 12/2006).

E-mail: imonahova@list.ru

Тезисы доклада:  Религиозно-нравственная тема в творчестве Гоголя

Религиозно-нравственной теме посвящен ряд произведений Гоголя («Выбранные места из переписки с друзьями», «Размышления о Божественной Литургии», «Авторская исповедь») и некоторые письма. Гоголь здесь выступает не только как писатель, но и как религиозный мыслитель. Это направление его творчества почти неизвестно широкому кругу читателей. В большой степени это связано с тем, что в советский период эта часть гоголевского наследия мало изучалась по идеологическим причинам.

В результате такого невнимания к Гоголю как духовному писателю за прошедшие полтора века после его смерти так и не была издана книга его душеполезных писем, об издании которой он сам просил в «Завещании». Вышедшая в свет в 2006 г. книга «Н.В. Гоголь. Из писем. “Что может доставить пользу душе”» является именно таким изданием. Собранные в ней фрагменты писем рассказывают о духовном пути великого писателя и его жизненной философии, которую можно назвать «практическое христианство». Эти письма являются как бы источником других духовных произведений Гоголя, написанных позже.

В настоящее время назрела необходимость более серьезно ознакомиться с данным направлением творчества писателя. Нужно сделать более известными широкому кругу читателей духовные тексты Гоголя. Они действительно могут «доставить пользу душе» для многих людей и в большой степени остаются актуальными в наше время.

 

 

 

Междисциплинарный инженерно-философический семинар "homo"-Человек 

 

 

 

Рекомендуемая литература

Книга В.Н. Волченко "Миропонимание и экоэтика XXI века"

 

Международный общественно-научный центр "Экоэтика"